Памятка для работы над ошибками

Перед выполнением в рабочей тетради следует записать дату и заголовок работы "Работа над ошибками".
Все ошибки выписываются в работу над ошибками и разбираются в соответствии с памяткой.

При проверке тетрадей учитель на полях "палочкой" отмечает ошибки. При наличии таких знаков следует выполнить работу над ошибками. (Если "палочка" на поля не вынесена, то разбирать ошибку не надо.)

Если рядом с "палочкой" внизу стоит галочка, значит ошибка в постановке знаков препинания.

Если рядом со знаком "палочка" написана буква "з", значит ошибка не в записи слова или предложения, а при выполнении задания к упражнению. Следует правильно выполнить данное задание.
Обязательно указывается номер или упражнение, из которого разбирается ошибка.


Работа над ошибками по русскому языку:

Прежде чем исправлять ошибку, надо разобраться, к какому правилу она относится.

Орфограммы выделяются простым карандашом.

Ошибки в работах по развитию речи исправляются по особым правилам с учётом символов, которыми отмечены ошибки.

1) Пропуск, искажение или замена буквы: выписать слово, простым карандашом подчеркнуть исправленную букву и проверить его написание "слияниями".
2) Перенос: выписать слово, правильно разделив его для переноса.
3) Заглавная буква в начале предложения или точка в конце: списать предложение полностью, Отметить «уголком» заглавную букву в начале и обвести знак препинания в конце.
4) Заглавная буква в именах собственных: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом заглавную букву.
5) Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-чт, щн, нч): выписать слово, подчеркнуть простым  карандашом буквосочетание.
6) Непроверяемые написания (слова из орфографического словаря): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, которую надо запомнить, в скобках написать "словарь", тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить.


7) Написания предлогов: выписать предлог, подчеркнуть букву, в которой допущена ошибка, надписать часть речи.


8) Знаки препинания при обращении: выписать предложение, выделить запятые при обращении, над словом-обращением надписать пояснение "обращение" (сокращённо "обращ.").

9) Знаки препинания при однородных членах: записать предложение, подчеркнуть однородные члены, надписать союзы (если они есть), обвести запятые (если они есть)

10) Знаки препинания в сложном предложении: записать предложение, подчеркнуть грамматические основы, надписать союзы (если они есть), обвести запятые



Мягкий и твёрдый знаки


1) Ь - показатель мягкости: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом Ь и согласный перед ним, мягкость которого он обозначает. Прочитать слово «слияниями», чтобы доказать, что мягкий знак обозначает один звук с буквой предшествующего согласного.


2) Разделительный Ъ: выписать слово, выделить приставку и корень, подчеркнуть простым карандашом двумя чертами согласную на конце приставки и гласную Е,Ё,Ю или Я в начале корня (это доказательство написания Ъ), подчеркнуть одной чертой Ъ.

3) Разделительный Ь: выписать слово, выделить корень, подчеркнуть простым карандашом букву мягкого согласного звука перед Ь и слиянием обозначить гласную Е,Ё,Ю, Я или И (это доказательство того, что эти буквы обозначают два звука), подчеркнуть одной чертой Ь.

4)  Ь после шипящих: выписать слово, определить часть речи, подчеркнуть простым карандашом орфограмму; для объяснения необходимо указать случай, при котором пишется или не пишется мягкий знак.
      а) Ь пишется:
         - у существительных женского рода;
      б) Ь не пишется:
         - у существительных мужского рода;

         - у существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих;
          




Слитное/раздельное написание
1) НЕ с глаголами: выписать слово, подчеркнуть пробел (раздельное написание); в качестве доказательства указать части речи (глагол и частица).


2) Предлог/приставка: выписать слово ( или слово с предлогом), выделить предлог или приставку; чтобы доказать раздельное написание надо вставить между предлогом и словом любое прилагательное (например, "большой"); при слитном написании выделяем приставку; если слово является глаголом, это надо указать, потому что у глаголов нет предлогов (только приставки) это и послужит доказательством.

Корневые орфограммы

1) Буквы безударных проверяемых гласных в корне слова: выписать слово, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть простым карандашом букву безударного гласного в корне; через тире записать проверочное слово, в котором выделить корень и поставить ударение, подтверждая тем самым, что безударная гласная стала ударной.


2)Буквы парных согласных в корне: выписать слово, выделить корень, подчеркнуть одной чертой простым карандашом букву парного согласного звука в слабой позиции; через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть двумя чертами букву парного согласного и обозначить слияние; или обозначить «колокольчиком» непарный звонкий согласный после орфограммы, подтверждая тем самым, что согласный звук оказался в сильной позиции.


3)  Написание гласных О-Ё после шипящих в корне слова: выписать слово, выделить корень, подчеркнуть простым карандашом орфограмму; попытаться подобрать проверочное слово, в котором звук "о" "исчезает"; если такое слово подобрать можно, что пишется буква Ё, если нет - О.
4)  Соединительные гласные О и Е в сложных словах: выписать слово, выделить корни, подчеркнуть простым карандашом букву соединительного гласного.

5) Непроизносимые согласные в корне: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом буквосочетание с буквой непроизносимого согласного звука (или её отсутствием); через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть букву непроизносимого согласного (или букву, подтверждающую отсутствие этого звука) в сильной позиции (в данном случае это может быть слияние, место перед непарным звонким согласным, конец слова).
6) Удвоенный согласный:
       а) в корне: выписать слово, подчеркнуть удвоенные согласные, в скобках написать "словарь", тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить;

       б) на стыке частей слова: выписать слово, подчеркнуть удвоенные согласные, выделить части слова, на стыке которых образовалась орфограмма (приставку и корень или корень и суффикс)

Орфограммы в приставках
1) Написание единообразных приставок (приставок, которые имеют единственный вариант написания): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выделить приставку, что послужит доказательством правильного написания.

Орфограммы в суффиксах
1) Написание единообразных суффиксов (суффиксов, которые имеют единственный вариант написания): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выделить суффикс, что послужит доказательством правильного написания.


2) Суффиксы -ИК-/-ЕК-: выписать слово, выделить суффикс, подчеркнуть простым карандашом орфограмму; через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть "выпадение" или "невыпадение" гласной, подтверждая тем самым правильность написания.


3)  Написание гласных О-Ё в суффиксе после шипящих на конце корня: выписать слово, выделить суффикс, подчеркнуть простым карандашом согласный на конце корня и гласную в суффиксе (после шипящих пишется буква О).


Орфограммы в окончаниях
1) Безударные окончания прилагательных: выписать словосочетание "имя прилагательное + имя существительное", задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному, выделить окончание прилагательного; при необходимости (в случае постановки вопроса "какой?") указать род прилагательного, так как мужской род предполагает окончания -ой, -ый (-ий), а женский род - окончания -ой(-ей).
2) Безударные окончания глаголов прошедшего времени: выписать глагол со словом к которому он относится, выделить окончание, определить род.

3) Падежные окончания существительных: выписать слово, выделить окончание. Доказать орфограмму любым способом.
1 способ: определить склонение и падеж.
2 способ: определить склонение, записать проверочное слово с ударным окончанием.

Развитие речи
1) V - пропуск важного слова или фразы: записать предложение, вставив пропущенное слово или фразу.

2) Ф - фактическая ошибка: записать предложение правильно указав факты из текста (или из жизни).

3) Z - не выделен абзац: записать первое предложение части с красной строки.

4) Г - неправильно определены границы предложений: записать правильно предложения, используя  заглавную букву в начале и нужный знак препинания в конце.

5) Н - неудачное слово или фраза: записать предложение, заменив ошибку другим словом или другой фразой.

6) П - повтор: записать предложения, заменив повторяющееся слово или удалить его из предложений, если это возможно.

7) 1, 2, 3 - неудачный порядок слов: записав предложение изменив порядок слов.

8) Л - нет логической связи между словами в предложении, предложениями или частями текста: записать предложения, изменив их так, чтобы логика текста была восстановлена.

9) <  - неполно раскрыта тема, событие: дописать текст, дополнив его недостающими  фактами
10) [   ]   - лишнее: записать предложение или соседние предложения, удалив лишнюю информацию.



Работа над ошибками по математике:


1) Если ошибка в решении примера (неверные вычисления), следует выписать пример, решив его правильно.
    Если пример содержит несколько арифметических действий для устных вычислений, надо подписать "помощников" в промежуточных действиях.
    Если пример содержит несколько арифметических действий для письменных вычислений, надо решить его по действиям и в заключении записать ответ в основное числовое выражение.

2) Если ошибка в решении задачи, следует полностью перерешать задачу, выполнив наглядность, записав решение и ответ.
    Если ошибка в наглядности к задаче, достаточно правильно выполнить наглядность.

3) Если неверно выполнено построение (например, начерчен отрезок, не соответствующий заданной длине), следует выполнить построение без ошибок.
4) Если неверно решено уравнение, следует решить его правильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий